ДЫМ ОТЕЧЕСТВА
Александр Дейнека. У табельной. Донбасс. 1924 г.
Выдающийся русский советский художник Александр Дейнека был мастером на все руки. Революция
и Гражданская война дали ему то, что иным художникам дает покой и умиротворение вилл Тосканы —
вдохновение. Дейнеко много работал в жанре плаката. И в 1923-1930 годах неоднократно приезжал
в Донбасс — работать с натуры. Свойственное ему ренессансное понимание человеческого тела,
восхищение пластикой мышц и сухожилий придале его манере особый колорит. То, что он делал,
было столь необычно, что даже подвергалось осмеянию. Ильф и Петров, например, вывели его
вместе с товарищами в "Золотом теленке" в образе диалектических станковистов. Секрет ильфо-
петровской тайнописи в том, что именно Дейнека был заправилой в Обществе станковистов (ОСТ).
Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник
у станка»; с 1923). Броская, «снайперская» линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных
рисунках новый светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру
капиталистических пережитков. Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная
по колориту живопись («Перед спуском в шахту», 1925, «На стройке новых цехов», 1926; обе в Третьяковской
галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир.
Впрочем, это лучше смотреть.
Оставить комментарий