Донецк: взгляд киевского харьковчанина

Донецк в последнее время стал объектом пристального внимания. Или нет, не так — пристального разглядывания. Люди из самых разных городов, попадая в край нерушимых терриконов, пытаются на месте понять, что такое феномен Донецка. И убеждаются — никакого такого географическо-культурно-архитектурно-туристического феномена нет. А есть промышленный город, и есть его люди. Которые, наверное, и есть суть вопроса — что такое Донецк.  Между прочим, при благожелательном подходе (пускай и скептическом, но трезвом) многое можно заметить в Донецке «незамыленным» оком. Вот, передо мной статья известного в спортивном мире  шеф-редактора журнала «Футбол» Артема ФРАНКОВА. Она вышла 17 марта в этом издании и посвящена матчу «Шахтер»-«Металлист». Но, человек талантливый и наблюдательный, Артем сделал не просто отчет, а большой очерк, в котором его донецким наблюдениям отведено места не меньше, чем самому спортивному событию. Именно эти впечатления коренного харьковчанина, живущего ныне в Киеве, я и предлагаю вашему вниманию. Уверен, дончанам будет небезинтересно с ними ознакомиться.


Уф. Всякий раз, когда еду в Донецк, жена с дрожью в голосе спрашивает: «А тебя там не прибьют?» Я в ответ сурово суплю брови: «Дорогая, такая работа! Я должен рисковать собой!» Потом мы вместе смеемся – ибо еду-то в гости к друзьям, к людям абсолютно вменяемым и в футболе вполне разбирающимся… Какого бы цвета ни были их мысли – черно-оранжевого или какого другого.

А потому, невзирая даже на расставание с обожаемым моим семейством, в Донецк отправляюсь охотно. Дело не в достопримечательностях (чего нет – того нет!), а в отменной дружеской атмосфере. Думаю, тысяча харьковских болельщиков, прибывшая к игре, вполне меня поддержит. Знаете, как приятно было слышать перекличку секторов: «Харьков! – Донецк! – Шахтер! – Металлист!» Как-то очень правильно это смотрелось и слышалось. Даже когда на харьковском секторе подняли шахтерскую эмблему. Ну а как насчет динамовской? Проверим на «Металлисте» в последнем туре.

Раннее утро субботы. Киевский десант зевает во весь рот и тянется к доступным транспортным средствам. Оживленно колосятся компании фанатов «Металлиста» — это только те, что сами доехали, а еще на автобусах от клуба должна тысяча прибыть! Пока город просыпается, парни в сине-желтых розах очень даже бросаются в глаза.

Чтобы получше рассмотреть окрестности, я всего лишь за 50 копеек арендую экскурсионный троллейбус №2, неспешно следующий вдоль главной транспортной артерии Донецка. Как она называется? Правильно, улица Артема! Сразу возле вокзала – убитая на всю голову пятиэтажка. Однако ее активно облицовывают чем-то современным, и выглядеть она будет веселее. Цветне, во всяком случае. Блин, а как насчет внутреннего содержания?! Пока никак, ибо дальше – весьма протяженный частный сектор, который, конечно, подлежит сносу в ближайшее время…

Тут вступает пока еще по телефону Руслан Мармазов и поясняет, что, мол, чего вы хотите – изначально между поселком при ДМЗ и железнодорожной станцией была просто степь, а потом ее постепенно застраивали, застраивали да и выстроили град Донецк. Но перестройка обещана!

Дальше – изрядных размеров пруд и озеро, а за ним – храм. На первый взгляд, католический. Но судя по мощному транспаранту, развернутому у входа – не то «Слава Богу!», не то «Христос распахнул тебе свои объятия», что-то явно неканоническое. Знаете, что в прямом смысле губит канонические церкви? Патологический консерватизм. Они считают, что люди сами обязаны падать в их лоно, и происходит это как-то автоматически… А вот не падают! И если вы и дальше будет провозглашать смертным грехом использованием контрацептивов – будьте-нате, церковную карту мира перекроят со страшной силой. Тем более что именно секты невероятно активны, и на всяких форумах вроде «Очередной этап интеллигенции» (нечто подобное состоялось в Донецке в канун моего визита) они обязательно прописываются на трибуне. Пиар!

К слову, о форуме. Всегда считал, что громогласно обзывать себя интеллигентом – верный признак дурака и хама. Точно так же – если зовешь себя на полном серьезе умным и хорошим человеком. Как только кто-то при вас назвал себя умным – всё, диагноз на лбу пропечатался! Интеллигентность – это типичная сторонняя характеристика, которой вправе награждать другие люди, но ни в коем случае не ты сам!

Однако история не о том. Выступал там рьяный оратор то ли из Киева, то ли с более далекого Запада. Он смачно рассказывал о том, что во Франции государственного чиновника, который произнесет иностранное слово, тут же штрафуют на несколько тысяч евро. В этот момент делегат сделал прочувствованную паузу, явно рассчитанную на аплодисменты… Захлопал ровно один персонаж. Прозвучало очень комично. Донецк.

Намеренно отстраняюсь от языковой проблемы. Она у нас как коррупция в футболе – предпочитают не замечать. «А вот мои знакомые считают, что нет никакой проблемы!» Угу. Я могу вам привести тучу знакомых, которые и не такое расскажут. И о честных судьях, и о бескорыстных президентах, борющихся исключительно честными методами на футбольном поле, и о футболистах-джентльменах.

А что, оратор, следовало бы тебе продолжить тему и рассказать, сколько веков назад Франция избавилась от своего национального многообразия, уничтожив гасконцев, пикардийцев, окситанцев, аквитанцев, нормандцев, бретонцев, наваррцев и др., а также насколько стремится Украина последовать «мононациональному» примеру «трехцветных»! И еще поведать – что было бы с тем, кто посмел бы оштрафовать современного французского чиновника за словечко на арабском… Ох, похохотал бы весь Париж! Кровавыми и горючими слезами похохотал бы.

Однако продолжим градостроительные изыскания. Как раз пошла «Китайская стена» отвратительных девятиэтажек, да простится мне этот снобизм из окна экипажа. Архитектура, конечно, убита на всю голову – город очень молодой сугубо промышленный, а потому ему Евро во стократ нужнее, чем Киеву и, возможно, Львову с Одессой. Стадион – это да, это предмет неиссякаемой гордости, тем более он растет не по дням, а по часам и выглядит уже вполне готовым. Но он сам по себе еще ничего не решает! Достучаться бы до народу – сначала до чиновного, а там и до всего остального, что:

1) недостаточно замазать фасады – этот не изменит ничего; нужно менять содержание!

2)      построить саму арену еще не значит построить стадион – ибо нужно решить вопрос с прилегающей инфраструктурой; например, такой убойный вопрос – а что будет с вашим 50-тысячником, если 10 тысяч болел захотят приехать на своих машинах? А если хотя бы десятка явится на вокзал на поездах? К счастью, Донецк пока еще не обуяла харьковская манечка – в Первой столице на Привокзальной площади просто прикрыли всякое автодвижение и сидят довольные, как слоны;

3)      не худо бы просветить, как поживают аэропорт, вокзал, метро (ага, строится, несмотря на всё изобилие шахт под городом – точнее, стоит, но поддержание этой стойки обходится в та-акие деньги); а также известное кишкообразное предубеждение о промышленных городах типа Донецка (остальные легко себя признают) – это когда есть центр, где чуть ли не Европа средней руки выстроена с казино, кабаками и променадами, но коль отойдешь пару-тройку кварталов вбок, там конь не валялся! Чтобы не пришлось уже в следующем году, когда Донецк примет юношеский чемпионат Европы, прибегать к известному авральному способу – Ринат Леонидыч, ты же не допустишь, чтобы Донецк ударил лицом в грязь? Вот и не допусти!

Утешают. Обнадеживают. Говорят, что предусмотрели и волноваться не надо…

Уговорили. Пока не буду. Пока киевские проблемы бельмом на обоих глазах, и этого с головой хватает.

Донецкие «евреи»

В чем преимущество Донецка, порой переходящее в его же слабость? В людях. После известных событий 2004 года донецкие стали в пределах Украины особой национальностью – именно национальностью, ибо простое землячество на такую сплоченность и всеобщую стойкую неприязнь не тянет. Речь здесь не об отдельных личностях, а об общем настроении. Можно, конечно, сделать вид, что оно не существует – если вам так хочется. Ну а я предпочту подоставать почтенную публику весьма сомнительными, но стройными умозаключениями.

Можно по-разному относиться к Виктору Януковичу, но именно он (или возня вокруг него, важен результат) сплотил регион. Вы простите, это точка зрения чужака, однако… Это как говорят, что русская нация сформировалась только после Куликовской битвы – под влиянием общего и сильного врага. Я довольно критически отношусь к этой теории, как и к прочей гумилевщине, но что такая есть – несомненно. Кстати, по этой логике вражда с русскими на редкость целебно действует на украинцев.

Именно после осени 2004-го люди стали обращать внимание на номера крутых тачек – донецкие или нет, на выкупающих прибрежную полосу в Крыму (блин, сколько донецких! Понаїхали, понакупували…), появление офиса СКМ на Десятинной в Киеве и т.д., и т.п.! «И шо это за наглость такая – именовать себя «дончане», когда они «донетчане» по правилам языка?» Вечная претензия к «Футболу» — почему вы неправильно титулуете жителей Донецкой области? Ответ очень прост: у меня есть Мармазов, которому гораздо лучше видно, как себя называть. Вот и всё. Можете дальше очень недобро коситься… Тут уж дело посерьезнее, чем обычная зависть, тут что-то воистину национальное. И более содержательное, более целенаправленное по сравнению со стандартной злостью по отношению к жителям столиц – «мааасквичам» и «кыянам».

Марксистское определение национальности вы легко найдете в Интернете и проверите на соответствие. Нормально вписывается. Равно как и в прочие определения. Разумеется, прилегающие территории причисляются к Донецку. Регион – он в Африке регион!

Когда начинаешь говорить о группе людей, возбуждающих всеобщие нехорошие чувства, кто в голову лезет? Правильно. Короче, нынешние донецкие – это как евреи в средневековой Европе, но такие, что любую инквизицию или королевскую власть раком поставят 🙂

Нужно ли констатировать очевидное: «пассажиропотоки» между Донецком и Киевом интенсивнее, чем на любом другом направлении (за исключением крымского летом и карпатского в зимние каникулы, быть может)?! Народ шуршит со страшной силой – от руководителей всех рангов до рядовых исполнителей заказов! И наверняка донецкий донецкого признаёт.

Теперь, простите, пауза. Мы с вполне донецким Русланом Мармазовым отмечаем Великий пост. И если вы скажете, что это нехорошо…

Оставить комментарий