ЧИТАТЬ ВСЕМ: ФАШИСТСКАЯ УКРАИНИЗАЦИЯ ДОНБАССА

Автор этих строк, еще будучи молодым студентом-историком, в начале 90-х изучивший тысячи страниц рассекреченных пропагандистских материалов, давно собирался опубликовать некоторые выдержки из них. Но сейчас подтолкнула меня к этому серия «круглых столов» и выставок, организованных СБУ по «истории украинского националистического подполья в Восточной Украине». Службисты открыли по этому поводу выставку в Донецке и буквально на днях «рассекретили» ряд уголовных дел по этой теме в Киеве. Вывод, который делают сами «изыскатели»: националистическое подполье (в первую очередь, ОУН) действовало на Востоке Украины против большевиков и против нацистов на протяжении всего периода фашистской оккупации и после освобождения Востока от немцев. При этом категорически отбрасываются обвинения в пособничестве фашистам со стороны этих самых «подпольщиков».


 

Последнее время складывается устойчивое впечатление, что исторической наукой в нашей стране занимается исключительно Служба безопасности Украины. Все исторические «открытия» обнародуются только на «общественных слушаниях» при СБУ, новые исторические документы печатаются под грифом «рассекречено СБУ», даже немногочисленные исторические выставки устраиваются сотрудниками этой госструктуры, функции которой раньше трактовались несколько иначе. Причем выбор тем этой «исследовательской» работы сравнительно невелик — Голодомор да ОУН-УПА. Казалось бы, столько еще фактически неисследованных тем, «белых пятен» в новейшей истории Украины, что можно было бы как-то разнообразить деятельность «историков» в погонах. Ну, разве не обидно, что прошло столько лет с момента провозглашения независимости Украины — а единственная книга по истории советской украинизации вышла в Москве? А ведь период-то был значительным по своей продолжительности и масштабности.

Но если советскую украинизацию 20-30-х годов хотя бы вскользь упоминают, то уж совсем неисследованной темой (о которой даже до сих пор не принято говорить, не только писать научные работы) является тема фашистской украинизации — кампании по насильственному насаждению украинского языка и идеологии украинского национализма в годы германской оккупации в русскоязычных регионах Украины в 40-е годы. Богатый материал для исследователя этой тематики был рассекречен гораздо раньше нынешних «сенсационных изысканий» от СБУ — еще в начале 90-х, когда был снят гриф «секретно» с хранящихся в государственных архивах Украины газет, которые издавались нацистскими пропагандистами на оккупированной территории. Прошло столько лет — а ни одного мало-мальски серьезного исследования этих уникальных документов не было издано в нашей стране. А ведь это — ценнейший материал для того, чтобы изучить историю своего народа не только по ее официальным трактовкам сначала советских, а затем украинских органов госбезопасности.

Автор этих строк, еще будучи молодым студентом-историком, в начале 90-х изучивший тысячи страниц рассекреченных пропагандистских материалов, давно собирался опубликовать некоторые выдержки из них. Но сейчас подтолкнула меня к этому серия «круглых столов» и выставок, организованных СБУ по «истории украинского националистического подполья в Восточной Украине». Службисты открыли по этому поводу выставку в Донецке и буквально на днях «рассекретили» ряд уголовных дел по этой теме в Киеве. Вывод, который делают сами «изыскатели»: националистическое подполье (в первую очередь, ОУН) действовало на Востоке Украины против большевиков и против нацистов на протяжении всего периода фашистской оккупации и после освобождения Востока от немцев. При этом категорически отбрасываются обвинения в пособничестве фашистам со стороны этих самых «подпольщиков».

Обращаю внимание на то, что «историки» из СБУ положили в основу своих «открытий» тома уголовных дел (зачастую давно известных и обнародованных гораздо раньше), которые штамповались пачками в НКВД, ОГПУ и КГБ, даже не сделав попытки критически подойти к этим документам. То есть публике как открытие преподносится факт наличия в СССР «украинского националистического подполья» на основе массы дел, которые были откровенно сфальсифицированы сталинской репрессивной машиной. Авторы сегодняшних «открытий» даже не задумываются над тем, что такими «открытиями» они фактически оправдывают и отбеливают сталинский режим. Ведь в самом деле, из этой логики следует, что Сталин таки имел основания для репрессий, он не высасывал из пальца причины для устранения своих оппонентов! Если СБУ занимает позицию признания дел, позже названных сфальсифицированными, то Тухачевский с Якиром таки были шпионами Германии и Японии? А Зиновьев и Каменев, в самом деле, планировали убийство Кирова и Сталина? И Горького все-таки отравили «врачи-космополиты»? СБУ, приняв на веру обвинительные заключения против «украинских буржуазных националистов», ставит тем самым под сомнение и тысячи заключений о необоснованности репрессий, а значит — и реабилитацию жертв этих репрессий, состоявшуюся в 60-е и 90-е годы. Если мы признаем, что «украинских подпольщиков» осудили не по сфальсифицированным обвинениям, а в связи с их реальной подпольной работой, то надо отменять и результаты судебных заседаний по их реабилитации — а как же иначе?

Но самым трогательным результатом «исторических исследований» от СБУ мне представляются выводы о том, что репрессии против пособников фашистов со стороны советской власти после войны являются борьбой с «украинским национально-освободительным движением». Увидев в числе немногочисленных дел, касающихся Донецкой области (судя по официальному сайту СБУ, таких дел удалось накопать только в количестве 15 шт.), фамилии персонажей, которые постоянно фигурировали на страницах фашистских газет оккупированного Донбасса, автор этих строк решил «рассекретить» давно уже рассекреченные сведения относительно деятельности этих новоиспеченных «героев Украины». Подчеркиваю, львиная доля тех цитат, которые я собираюсь привести тут, никогда, насколько мне известно, не вводилась в публичный оборот с момента снятия с фашистских газет Украины грифа «секретно».

Новые Павлики Морозовы

Всем известна мощь геббельсовской пропаганды. Судя по словам рейхсминистра по делам восточных территорий Альфреда Розенберга, нацистами по состоянию на октябрь 1942 года издавалось в оккупированной Украине 189 газет. Большая часть этих газет выпускалась непосредственно германскими отделами «Пропаганда штаффель», которые не просто курировали выпуск газет, но и участвовали в написании редакционных статей. Конечно, анализируя содержание этих уникальных материалов, следует учитывать, что главная их цель была пропагандистской, а не информационной. Однако это не умаляет значение данных газет как важного исторического источника. Уж точно не менее важного, чем уголовные дела (по реальным или сфабрикованным обвинениям), которые сейчас стали чуть ли не единственным источником «исторических открытий».

Следует не забывать, что основную редакционную работу в оккупационных СМИ, безусловно, выполняли носители украинского и русского языков — в зависимости от языка изданий. Иногда они приходили вместе с фашистами в составе различных «походных групп», иногда нацисты находили их уже на местах из числа украинских националистов, обиженных советской властью. Например, на должность главного редактора «Мариюпольской газеты» (именно так — «Мариюпольской», в дальнейшем — МГ) фашистами был назначен Николай Стасюк, бывший член Генерального секретариата Центральной Рады. При Сталине Стасюк подвергался репрессиям, отсидел символический срок, война застала его на должности сторожа Мариупольского городского сада.

Сейчас его фамилия фигурирует в различных книгах и материалах об ОУН (включая и «рассекреченные СБУ») чуть ли не в качестве лидера подпольного антифашистского сопротивления украинских националистов в Мариуполе. «Доказательством» служит тот факт, что якобы летом 1943 года Стасюк был расстрелян гестаповцами. Честно сказать, не знаю, что именно вменили Стасюку в вину и был ли он расстрелян (подозреваю, что этого не знают и творцы новых исторических мифов). Например, как сейчас помню, в середине 90-х на одном из собраний донецких «свидомых» доказывалось, что тогда же фашисты расстреляли директора Мариупольского театра Андрея Ирия. А рассекреченные на днях материалы СБУ свидетельствуют, что Андрей Ирий-Авраменко был осужден как раз советским судом уже после освобождения Мариуполя от фашистов. При этом, судя по реакции СМИ, Ирий преподносится теперь уже как жертва сталинских репрессий против того самого «украинского подполья». Целый ряд украинских СМИ после выставок СБУ повторил слово в слово фразу о том, что Ирий якобы был осужден за то, что «запрещал подчиненным говорить на русском языке, развесил в здании театра желто-голубые флаги, трезубцы» да к тому же «организовал вечер памяти Тараса Шевченко». Упустили они один маленький нюансик: на самом деле, Ирий был осужден не за это, а за пособничество фашистам в годы оккупации (о чем будет сказано ниже). А трезубцы и все остальное — это были очень показательные, но все-таки эпизоды из показаний свидетелей.

Приведу только несколько цитат из работ «жертв» то ли сталинского, то ли гитлеровского режимов. Вот что, к примеру, писал Стасюк в своей газете от 6 сентября 1942 (с вашего позволения, все цитаты я буду давать на языке оригиналов в той самой стилистике, в которой они составлялись пособниками фашистов): «Коли героїчна німецька армія визволила Україну від жидо-більшовиків, то українська культура буйно розцвіла… Українці! Ми завжди повинні пам’ятати, що волю Україні дала героїчна Німецька Армія, що на Україні полягло багато кращих синів Німеччини… Ми повинні пам’ятати, що, як у 1918 р., так і тепер німці були і є нашими найкращими друзями і без Німеччини не може бути і мови про відродження української нації». Правда, любопытные слова для «антифашиста-подпольщика»? Представляете эдакого мариупольского Олега Кошевого, который прилюдно прославляет фашистов, призывает к сотрудничеству с ними, вносит значительный вклад в пропаганду нацистских идей в массах, а в это время сам со товарищи плетет заговор против прославляемых им нацистов?

Вот еще показательная цитатка из Стасюка: «Приходові німців раділи, крім комуністів, на Україні всі народи. Але найбільш раділи українці. В цьому нічого немає дивного. Повалення більшовицької влади в Москві ще не гарантує українцям національної волі. Нова влада в Москві добровільно не зречеться багатих хлібом і копальнями українських земель. Через це українці є не тимчасові союзники, а довговічної постійної прихильники німецької державної політики. Хайль Гітлер!» (МГ. 8.10.42). Почему-то эти цитаты сейчас не приводятся «историками» в погонах. Думаю, понятно, почему — уж больно не вписываются эти слова в светлый образ антифашистов, который пытаются придать сейчас «украинскому националистическому подполью».

И теперь из этих людей а-ля Стасюк, активно пропагандировавших на Востоке Украины человеконенавистнические, расистские, нацистские идеи, пытаются сделать героев?! Дошло даже до того, что откровенных убийц возводят в ранг «страдальцев». Например, многие СМИ подхватили пафос последних «общественных слушаний» от СБУ, на которых было приведено письмо семьи Павлюков из села Зеленча Хмельницкой области, а также жуткие фотографии из материалов этого дела. В ноябре 1951 г. кто-то из Павлюков написал довольно сумбурное письмо о преследовании его «энкаведистами», перемежая его словами «Слава Украине!», «Героям слава!» и т.д., после чего глава семьи Андрей Павлюк зверски зарубил свою жену, ее сестру и, судя по озвученной СБУ версии, дочь последней Людмилу (ни в СБУ, ни в ретранслировавших ее версию СМИ не обратили внимание на то, что в самом письме значится несовершеннолетняя дочь Павлюка — Катя, что само по себе наталкивает на сомнения в достоверности приведенной версии). После этого сам Павлюк повесился на чердаке дома.

Все это «историки» от СБУ снабдили жуткими фотографиями зарубленного семейства, что не помешало журналистам с придыханием повторять концовку письма: «Може, наші імена будуть прозносити, як буде Україна вільна». А ведь могут и произносить, судя по пафосу «общественных слушаний» и статей, последовавших за ними. И эти люди еще недавно осуждали «подвиг» Павлика Морозова? Я представляю, что о нем говорили бы, если б он достал топор и зверски зарубил собственного отца. А зарубить несовершеннолетнюю девочку в порыве псевдопатриотических чувств — это уже, оказывается, подвиг по нынешним меркам? Эдак убийце еще и «героя Украины» дадут — у нас это легко!

Дальше читайте здесь

Оставить комментарий