Белое и Черное

Normal
0

false
false
false

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»;
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}

Донецк и Севастополь как два полюса современной городской жизни.

Мы приехали в Город русской военно-морской славы, переполненные, как водится в таких случаях стереотипными представлениями о неизвестном доселе месте. Буквально через в тот же день некоторые из них разрушил один из  представителей древнего племени извозчиков. Бородатый мужичок в годах, узнав, что мы из Донецка, вопросил: «Что ж вы своего Януковича никак не спустите на этих «оранжевых?». Вот те на! Хорошо Виктор Федорович не слышал. А то бы непременно обиделся на такое сравнение…

Севастопольцы народ вообще-то очень активный в идеологическом смысле. И даже присущая южанам вальяжность не всегда прикрывает их готовности постоять за свои идеалы. Способствует тому, конечно, и сама история города, и особый статус его, что в СССР, что в независимой Украине. Дончанин, попавший на берега древней Ахтиарской бухты, непременно отметит практически полное отсутствие вывесок и рекламы на государственном языке. Речь на улицах Севастополя — от Балаклавской бухты до пляжей Учкуевки — ясно дает понять, что город окружен не украинскими селами, как в Донбассе. Да много чего можно понять, разглядеть в этом прекрасном древнем граде пытливым взглядом…

Города-«зеркала»

Что видят жители других городов в Севастополе? Киевлянин обратит внимание на скудость украинскости, москвич обрадуется дому Москвы на площади Нахимова, петербуржец снисходительно улыбнется знакомым силуэтам военных кораблей. Но только дончанину, как не парадоксально это звучит, дано понять, что из себя представляет Севастополь. Внешне – города наши полные антиподы. Севастополь слепит белизной зданий (как присутственных мест, так и жилых многоэтажек), Донецк – черен от копоти заводской и пыли угольной. Столица флота дарит приезжего видом морской глади, столица шахтерского края – столь же безбрежной, но степи. В обоих городах окраинные кварталы крейсерами устремляются вдаль за горизонт, но в каждом случае – по-своему. И знаете что? Мне приходилось беседовать на эту тему с земляками, хорошо знающими Севастополь, — все наши говорят об одном: «Севастопольцы, как мы». Конечно, есть тут доля преувеличения, однако же, и правды толика присутствует. И немалая.

Все дело в людях

Ясное дело, что облик города определяют люди, его населяющие. В любом мегаполисе и махоньком местечке есть свой собственный неповторимый дух и колорит, привносимый теми, кто трудами рук своих создает «гений места». В случае с Севастополем и Донецком можно смело утверждать, что налицо особая судьба, особое построение уклада жизни. И в самом деле, мало найдется городов на Руси, которым столь непросто далось само рождение, выживание посреди превратностей истории и природы. Многократное повторение всего с начала, с нуля роднит Севастополь и Донецк, производит на свет особый характер – характер, круто замешанный на спокойной уверенности в себе работяги и осознанном прагматизме «людей государевых».

И морской, и степной города – твердыни духа и труда, и тот и другой знают себе цену в ряду собратьев. И один и второй черпают свое благополучие из глубин природных – из толщ воды и геологических пластов. И хотя в силу своего расположения Севастополь город куда более яркий, дончанин не смущается ни на Большой Морской, ни на набережной Корнилова. А чего? У нас тоже есть фешенебельная Первая линия. И урбанистическая сродственность наших городских магистралей видна невооруженным глазом. Она указывает нам на несомненную родовую черту обоих городов – рожденные в Новом времени России, для новых задач Империи. А уж подтверждений тому море – и в эклектичности культурной жизни, и в неординарном этническом составе, и в той роли, которую Донецк и Севастополь играют сегодня. Духовно, пусть это нигде на бумаге и не отмечено, несомненным побратимом шахтерской столицы является город русской славы, а не всякие там бохумы с шеффилдами.

«Старший брат» научит жизни…

Севастополь старше Донецка почти на сто лет. Двухсот двадцатипятилетнее пребывание в статусе главной базы Черноморского флота не могло не создать оригинального севастопольского образа жизни, который хотя и не стоит копировать дончанам, но он мог бы пригодиться, как привычный опыт «старшего брата». Весь этот опыт заложен в тех самых «зеркальных» различиях. Вот только несколько из них. Севастополь чистый, я бы даже сказал, чистоплотный город. Я не был в нем 18 лет, но в этом плане изменения произошли только в лучшую сторону. Севастополь застраивается столь же стремительно, как и Донецк (иногда кажется, что и стремительней), но архитектура черноморского города светла и оригинальна, горожане даже говорят о севастопольском стиле новостроек – обязательные антики, всякие там колонночки и арочки на фасадах, средиземноморский орнамент. В быту севастопольцев отличает организованность и любовь к порядку, что сказывается, например, на феноменальном уважении автомобилистов к пешеходам. Такое не снилось даже Киеву. В общем, здесь Ильфу с Петровым не удалось бы написать своих известных строк об уничижении безколесных граждан.

Размеренность севастопольской жизни, однако, уязвима. Так же, как и донецкая. В городе у моря все завязано на флоте – уйди он из уютных бухт и благополучие полетит в тартарары, в городе терриконов не будет ничего хорошего — потеряй он уголь и сталь. И в первом, и во втором случае мы наблюдаем процесс старения основ городской жизни, и в этом тоже просматривается схожесть судеб. Когда смотришь на то, что сегодня происходит в Севастополе, не можешь отделаться от мысли, что ты видел это в Донецке. Неутешительный, но твердый вывод: обоим городам пора научаться жить без своих фирменных признаков. Севастополь замечательно быстро и споро демилитаризуется и идет по пути развития курортного бизнеса, конкуренции в торговле и сфере услуг. А куда идет Донецк?

Болезнь роста или упадок?

И один, и второй город принято считать бастионами русской культуры, русского языка в Украине. Так ли это? Бизнесмен Юра, поживший несколько лет в Донецке, а сегодня ведущий дела в маленькой строительной фирме в Севастополе, говорит: «Молодежь в обоих городах все дальше отдаляется от того, чем живет старшее поколение. Пока еще находится достаточно молодых людей в Севастополе, готовых разъезжать на BMW с ленточкой-триколором на радиоантенне, но не уверен, что их будет столько же через 10 лет, а у вас в Донецке, таких, по-моему, уже и нет…» С ним трудно не согласится. Севастополь при советской власти не учил украинского языка в средней школе, поэтому там куда более часто встречаешь протесты против украинизации повседневной жизни. Донецк это уже прошел и сегодня представляется стороннему наблюдателю пенсионером от политики, уставшим от груза прожитых лет и проблем, ему бы пенсию поболее да жизнь поспокойнее.

В разном отношении к идее общеукраинского дома виноват, конечно, Черноморский флот и донецкий бизнес. Само присутствие в Ахтиарской бухте военно-культурно-исторического монстра, каковым является ЧФ, делает невозможным монопольное положение в городе какого-либо бизнеса, делает Севастополь ареной конкуренции политиков малого и среднего калибра. Разношерстность партийных группировок не о чем не говорит и сводится в итоге к тому, что все они дружно ходят встречать российские корабли из походов, скандируя антиамериканские лозунги. Донецк же, напротив (наверное, так и положено антиподу) – город победившего монополизма. Особенно в бизнесе, особенно в политике. Здесь тоже декларируется любовь ко всему русскому, но дальше деклараций дело не идет, потому что интересы бизнеса превыше всего. Что вы, что вы – рисковать такими деньгами?

За всем за этим стоит не слишком заметное, но упорное сползание и «белого» и «черного» городов к конформизму в идеологии. Житейское дело, ничего удивительного. Донецку этот процесс дается проще, Севастополю труднее, у него «тормозов» больше. Но оба города – и военной и трудовой славы похожи сегодня не только характерами, но и неопределенностью завтрашнего дня. Оба уподобились огромным неповоротливым монстрам из прошлой геологической эпохи. Чтобы приспособиться к реалиям современности, им надобно либо сбросить лишнюю кожу, либо нарастить защитный панцирь. И то и другое чревато осложнениями, но что поделать – легких путей никогда не искали на Руси. Ни люди, ни города.

комментария 2

  1. donbassrus написал(а):

    Люди в Севастополе гораздо доброжелательнее чем в Донецке. ИМХО

  2. ismaell написал(а):

    Ну, это относительно, все-таки, не стоит обобщать

Оставить комментарий